Генеральный директор «Арендно-Сервисной Компании» Александр Дмитриев рассказал в интервью Letmart о тенденциях на рынке аренды строительного оборудования и прогнозах по его развитию
За два года своего существования «Арендно-Сервисная компания», предоставляющая в аренду спецтехнику российского бренда ЧЕТРА, продемонстрировав готовность и способность конкурировать с опытными игроками рынка, прошла путь от компании с арендным парком в несколько машин до поставщика комплексных решений в сфере дорожно-строительной техники по всей России и активного участника отраслевых мероприятий в области аренды спецтехники. О тенденциях на рынке аренды строительного оборудования и прогнозах по его развитию в интервью для интернет-ресурса по аренде строительной техники Letmart.com рассказал Александр Дмитриев, генеральный директор АСК.
Letmart: Прошлый 2015 год был очень непростым и для дилеров строительной техники, и для арендной отрасли. Как «Арендно-сервисная компания» пережила кризисный год? Удалось ли реализовать планы по наращиванию арендного парка?
Александр Дмитриев: Если говорить о сегменте аренды спецтехники в целом, то да, 2015 год, действительно, был непростым. Вынужденное уменьшение бюджетов на строительство и ремонт дорог и сокращение финансирования коммунальной сферы, а также значительное увеличение тарифов на перевозку крупногабаритной техники по федеральным трассам – вот три основных фактора давления на этот сегмент рынка в 2015 году.
Тем не менее, если рассматривать динамику объемов рынка аренды в России с 2013 года, то можно сказать, что увеличение происходит примерно на 7% ежегодно: каждый год количество арендных депо увеличивается в среднем на 300-500 единиц. В конце 2015 года на территории нашей страны действовало порядка 3500 арендных компаний, предлагающих свои услуги на рынке аренды спецтехники. Эти цифры подтверждают большой потенциал рынка аренды спецтехники в России и развитие культуры этого бизнеса. Так, аренда приходит на выручку в условиях ограниченного бюджета и сжатых сроков реализации проекта, а также при поиске комплексных решений поставленных задач, «подгоняют» рост сегмента и увеличившиеся цены на покупку спецтехники - сокращение бюджетов на закупку новой техники у большинства заказчиков, напротив, увеличивает количество обращений по аренде спецтехники в разы.
В свою очередь усиление конкуренции, особенно со стороны небольших арендных компаний, сказывается на ценообразовании услуг на рынке дорожно-строительной техники: ставки аренды выросли за последний год, но незначительно, в пределах 8-10%, несмотря на внушительный рост цен на импортную технику и на стоимость ее обслуживания. На этом фоне АСК оказалась в выигрыше - сегодня стоимость услуг аренды в нашей компании ниже среднерыночных на 15-20%.
Здесь, конечно, положительно сказывается и информационная политика АСК и «ЧЕТРА-Промышленные машины», и опыт работы на рынке, что мы приобрели. Мы стали лучше понимать потребности клиентов, предлагать комплексные решения их задач, и, как следствие, информационные запросы все чаще стали превращаться в реальные сделки.
Letmart: Какая техника оказалась наиболее востребована в 2015 году? Для каких задач ее брали в аренду?
Александр Дмитриев: В том сегменте, в котором мы работаем, основной спрос приходится на гусеничные экскаваторы и бульдозеры различных тяговых классов. Спрос на другие виды дорожно-строительной техники распределяется примерно одинаково.
Если говорить о сфере работы техники, то надо отметить, что сегодня клиент все чаще берет в аренду универсальную машину, которая способна выполнить все работы на объекте, исключив, таким образом, издержки на аренду другого вида оборудования. На этом фоне мы стали уделять большое внимание функциональности техники, которую предоставляем в аренду.
Например, мы приобрели дополнительное навесное оборудование для экскаваторов ЧЕТРА ЭГП и мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ: теперь одна машина может выполнить целый комплекс работ.
Надо также отметить, что сегодня вырос интерес к «габаритным» машинам — на фоне тенденции к экономии средств: этот класс техники значительно снижает затраты на её транспортировку. Ведь нередко клиенты берут технику на две-три недели, а стоимость доставки негабаритной модели на дальнее расстояние может быть равна стоимости аренды.
Letmart: Удалось ли расширить географию работы АСК?
Александр Дмитриев: Да, нам удалось расширить географию своей работы - за счет размещения техники в регионах, расширения клиентской базы и привлечения крупных заказчиков на условиях долгосрочной аренды. Сегодня мы работаем на значительной территории России - от Центрального федерального округа и Поволжья до Кемеровской области.
Letmart: Насколько изменились арендные ставки по сравнению с концом 2014 и началом 2015 года?
Александр Дмитриев: Как я уже отмечал ранее, ставки на рынке аренды спецтехники зарубежных брендов выросли незначительно – примерно на 8-10% за последний год ввиду резкого роста курсов евро и доллара, в результате которого для российского потребителя выросла как стоимость самой импортной техники, так и стоимость ее обслуживания. Сдерживающим фактором для роста ставок выступает высокая конкуренция на рынке аренды спецтехники.
И здесь вновь отмечу, что «Арендно-Сервисная Компания» на этом фоне легко обходит своих конкурентов - стоимость услуг аренды строительной техники в нашей компании ниже среднерыночных благодаря тому, что большую часть нашего технологического парка составляет спецтехника ЧЕТРА, которая производится в России: гусеничные экскаваторы ЧЕТРА ЭГП, оснащенные распределительной информационной системой DIMS, бульдозеры ЧЕТРА различного тягового класса, а также мини-погрузчики ЧЕТРА МКСМ, которые комплектуются тридцатью видами навесного оборудования.
Letmart: Будет ли АСК расширять арендный парк? На какую технику планируется сделать акцент?
Александр Дмитриев: Безусловно: в АСК работает долгосрочная программа развития, в рамках которой предусмотрено значительное расширение парка техники и развитие собственных демонстрационно-сбытовых площадок. Отмечу, что в 2015 году темпы наращивания арендного парка были чуть сокращены ввиду высокой загрузки производственных мощностей основного поставщика техники – «ЧЕТРА-Промышленные машины», но уже сегодня мы «выравниваем график».
Вместе с тем сегодня мы рассматриваем возможность расширения парка грузоподъемной и коммунальной техникой других отечественных производителей. Главный критерий при выборе техники, как я говорил ранее, ее многофункциональность. Так, в 2015 году мы стали партнером крупнейших российских поставщиков навесного оборудования, дизель-генераторов и строительного инструмента. Все это нам позволяет уже сегодня предлагать клиентам комплексные решения их задач.
Letmart: Появились ли за время работы компании постоянные клиенты АСК? В каких регионах и сферах они работают и для чего арендуют технику?
Александр Дмитриев: Сегодня АСК сотрудничает с крупнейшими компаниями в сфере дорожного строительства, коммунальной и энергетической отрасли. Например, техника АСК работает на строительстве федеральных трасс в Приволжском федеральном округе, проведении земленых работ при строительстве топливозаправочной инфраструктуры, добыче угля в Сибири и многих других объектах.
Letmart: Как видят в АСК рынок аренды спецтехники в 2016 году?
Александр Дмитриев: Пока однозначный ответ на этот вопрос дать сложно – ситуация в экономике может измениться стремительно. Пока же можем сказать, что, скорее всего, самой популярной услугой на рынке станет аренда «под ключ», когда функции подрядчика будет брать на себя арендная компания, то есть при обращении заказчик будет получать готовое решение для выполнения всего спектра возможных работ на объекте.
Между тем на российском рынке аренды строительной техники оборудования будет только укрепляться взаимосвязь между компаниями, которая объединяет возможности предприятий для успешного ведения бизнеса. Международный опыт показывает, что создание отраслевых объединений позволяет в арендной сфере способствует быстрому обмену опытом и совместному профессиональному развитию.